ua en ru

Разработана система мысленного управления воздушными судами

Мы давно привыкли к тому, что для управления любым летательным аппаратом необходим как минимум штурвал и несколько ручек и педалей. Лишь в фантастических фильмах героям была дана возможность при помощи мыслей управлять огромными летающими кораблями. Но ученым из технологических институтов Мюнхена и Берлина все-таки удалось разработать в своем роде первую рулевую систему, которой можно управлять при помощи мыслей. На проведенных испытаниях выяснилось, что возможно не только мысленно управлять аппаратом, но также и то, что такое управление обеспечивает весьма большую степень точности.

Конечно, обычным обывателям кажется, что возможность управлять машинами при помощи мыслей существует только в научной фантастике, однако основу технологии составляют фундаментальные постулаты обработки сигналов. Сам проект мысленного управления выполнялся в рамках научной программы "Brainflight". Основной целью программы является разработка высокотехнологичного шлема для пилотов, который будет оснащен матрицей электроэнцефалографических электродов. Основным назначением матрицы является считывание картины, которую «рисуют» электрические сигналы головного мозга. После этого ассоциативные алгоритмы выделяют сигналы, которые относятся непосредственно к управлению самолетом и конвертируют их в команды, управляющие двигательной системой аппарата.

К сожалению, технология, которую разработали немецкие ученые, не тестировалась на реальных аппаратах, но уже на этапе виртуальных испытаний показала превосходные результаты. Согласно опубликованным данным, испытывали систему 7 участников с различными навыками пилотирования от новичков до асов. Результаты буквально ошеломили ученых, поскольку спроектированная система позволила безошибочно управлять самолетом даже людям, которые ни разу не держали в руках штурвала, причем им удалось совершить достаточно «безболезненную» посадку воздушного судна. Если бы участники эксперимента сдавали экзамен, то, без сомнений, получили бы лицензию пилота.

Естественно, разработанной технологии требуется совершить еще немалый ряд испытаний и модернизаций, прежде чем поступить на вооружение современным пилотам. По словам самих разработчиков, одним из которых является Тим Фрик (инженер Мюнхенского университета), цель этой разработки заключается в популяризации использования технологии мысленного управления аппаратами среди обычных людей. Управление аппаратом станет в разы проще, кроме того, пилотам будет предоставлена возможность решать дополнительные задачи во время полета.

Смотрите новости науки и техники на сайте www.kazedu.kz