ua en ru

Над туризмом в Египте сгущаются тучи

Над туризмом в Египте сгущаются тучи В этом сезоне украинцы могут не долететь до Египта
Украинцы рискуют остаться без зимнего отдыха в Египте. Авиакомпании постепенно прекращают полеты на курорты этой страны. В частности, на такой шаг уже решились власти Ирландии, Великобритании, Нидерландов. Перед подобным выбором могут встать и украинские авиакомпании. Госавиаслужба Украины официально предупредила отечественных перевозчиков о том, чтобы они оценивали риски полетов в египетский Шарм-эль-Шейх.

Украинцы рискуют остаться без зимнего отдыха в Египте. Авиакомпании постепенно прекращают полеты на курорты этой страны. В частности, на такой шаг уже решились власти Ирландии, Великобритании, Нидерландов. Перед подобным выбором могут встать и украинские авиакомпании. Госавиаслужба Украины официально предупредила отечественных перевозчиков о том, чтобы они оценивали риски полетов в египетский Шарм-эль-Шейх.

Нелегкий выбор

В зимний сезон (ноябрь-март) Египет занимает 60-70% от всех заграничных пляжных туров из Украины. Это происходит из-за того, что туры в Египет являются сами дешевыми заграничными турами для украинцев.

К примеру, тур с вылетом 15 ноября на неделю в пятизвездочный отель на двоих непосредственно в Шарм-эль-Шейх будет стоить минимум 17,6 тыс. грн. Вместе с тем, самые дешевые туры в страны-конкуренты будут стоить существенно дороже. Так, за тур в Объединенные арабские эмираты придется отдать, как минимум, 26,2 тыс. грн, а в Шри-Ланку и того больше - 41,7 тыс. грн.

Однако недавняя катастрофа российского самолета в Египте может привести к ограничениям в вопросе отдыха в Египте для украинских туристов.

Сегодня стало известно, что власти Ирландии, Великобритании, Нидерландов запретили местным авиакомпаниям полеты в египетский Шарм-эль-Шейх. Судя по онлайн-табло этого аэропорта, в четверг были отменены рейсы в этот город также из итальянского Милана.

Предпринимать попытки как-то повлиять на полеты в Египет стала и украинская Государственная авиационная служба. Вчера она разослала отечественным перевозчикам соответствующую телеграмму. Как пояснили РБК-Украина в ведомстве, одним из ее пунктов было указано авиакомпаниям в целях лучшей безопасности лететь в Египет над Средиземным морем, западнее Ближнего Востока.

Кроме того, Госавиаслужба в телеграмме определила участок Египта, при полете в который украинским авиакомпаниям поручено "самостоятельно выполнять анализ рисков относительно выполнения полетов". Как пояснили в ведомстве, этим участком определен Синайский полуостров, включая курортные города Шарм-эль-Шейх и Таба.

Как пояснили РБК-Украина в Госавиаслужбе, телеграмма была разослана, поскольку есть определенные риски для полетов в этом неспокойном регионе. В ведомстве говорят, что ответственность за полеты в этом регионе возлагается на авиакомпании, они обязаны отслеживать ситуацию, мониторить специализированные сообщения аэронавигационных органов, которые регламентируют использование воздушного пространства и т. д.

Вместе с тем в Госавиаслужбе подчеркнули, что Украина не вводит запрет, подобно ряду европейских стран, поскольку "пока мы не видим жестких оснований для того, чтобы полностью закрыть полеты... Пока мы не видим абсолютной угрозы для безопасности".

Эксперт авиарынка Сергей Хижняк считает, что введенные Госавиаслужбой ограничения можно рассматривать как попытку перестраховаться.

"Пока неизвестна наиболее вероятная причина авиакатастрофы (новые версии появляются каждый день), авиационные власти действуют скорее на опережение и призывают авиакомпании более внимательно отслеживать ситуацию в регионе и оценивать риски", - отметил Сергей Хижняк.

Кроме того, он напомнил, что в течение нескольких дней после авиакатастрофы Airbus A321 над Синайским полуостровом авиационные власти ряда стран предупредили своих авиаперевозчиков о повышенном риске полетов в этом регионе. Например, Lufthansa, Air France и Emirates сразу же заявили, что временно приостанавливают полеты над полуостровом.

"Такие решения, вероятно, связаны с большим количеством версий авиакатастрофы Airbus A321. Среди причин рассматривается внешнее воздействие", - заявил Сергей Хижняк.

Пока что летаем

Вместе с тем украинские авиакомпании планируют продолжать полеты в аэропорты Египта. К примеру, об этом сообщили в "Международных авиалиниях Украины".

Корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая пояснила РБК-Украина, что МАУ не планирует прекращать полеты в Египет, в частности, в Шарм-эль-Шейх. Вместе с тем она подтвердила, что МАУ вчера получила соответствующую телеграмму от Госавиаслужбы, в которой ведомство посоветовало перевозчику быть более внимательным к рискам при полетах в Египет, а также соответствующе инструктировать экипажи рейсов.

В свою очередь гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук сообщил, что его авиакомпания также продолжит полеты, "но не по трассам, которые запретили".

Евгения Сацкая подчеркнула, что МАУ готова содействовать доставке инспектора украинской Госавиаслужбы для аудита безопасности в аэропорт Шарм-эль-Шейха.

"Кроме того, после проведения государственного аудита, МАУ также планирует попросить авиационные службы Египта разрешить сотруднику службы авиабезопасности МАУ провести внеочередной аудит в аэропорту Шарм-эль-Шейха", - добавила она.

При этом Сергей Хижняк отметил: "Я не думаю, что какая-либо авиакомпания отправит туда свой самолет с пассажирами, если будет знать, что существует угроза безопасности".

Вместе с тем одним из последствий продолжения полетов в указанном направлении уже сейчас может стать повышение страховых платежей со стороны страховых компаний и собственников воздушных суден, которые выполняют полеты в этот регион, считает Сергей Хижняк.

"По аналогии с аэропортом Харькова. Официально полеты в Харьков не запрещены, но ряд авиакомпаний (например, Wizz Air) отменили свои рейсы, так как страховые компании значительно подняли ставки. Рейсы перестали быть экономически выгодными", - пояснил он.

Кроме того, авиакомпании, в случае с лизинговыми самолетами, могут их лишиться, если будут продолжать полеты в неспокойную зону.

"Лизингодатель может требовать получить информацию об эксплуатации и среагировать, например, откорректировать условия лизинга... Чем более рисковая эксплуатация, тем жестче могут быть требования лизиногодателя", - рассказал партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук, специализирующийся на авиационном праве.

Кроме того, по его словам, лизингодатель может даже потребовать вернуть самолет, но собственники самолетов редко пользуется таким правом.

Катастрофические цены

Старший менеджер туркомпании Tour planet Юлия Лысюк отметила, что ситуация в Египте уже отобразилась на спросе на туры в эту страну.

"Те клиенты, которые смотрят новости, уже отреагировали и отказываются от туров. Но это единицы, это не массово", - заявила она.

В то же время директор по развитию туроператора TPG Валерий Паренчук рассказал, что последние новости, связанные с катастрофой самолета в Египте, негативно сказываются на туристическом бизнесе.

По его словам, туроператорам приходится снижать цены, чтобы удерживать турпоток.

"Тенденция по рынку - очень большой демпинг по Египту, который не выдерживает никакой критики", - заявил Валерий Паренчук.

По информации Юлии Лысюк, цены на туры в Египет в районе Шарм-эль-Шейха снизились примерно на 20%, в основном, на ближайшие даты. По ее словам, удешевление, а также привычка отдыхать в Египте в это время, способствуют поддержанию спроса на данное направление.

Как отметил Валерий Паренчук, в случае возможного закрытия полетов в Египет, украинцы смогут полететь на отдых в ОАЭ или Шри-Ланку.

"В будущем ожидается снижение цен на туры в ОАЭ, поскольку местные отели почувствовали общее падение третичного рынка и готовы давать низкие цены для туристов из Украины", - отметил он.