ua en ru

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль
Автор: RBC.UA
Как новое правительство планирует реформировать лесную отрасль

Василий Гончаренко

Как новое правительство планирует реформировать лесную отрасль

Шаг первый. Экономия на бюджетном финансировании

Параллельно с подготовкой проекта коалиционного соглашения правительство готовит и текст закона о государственном бюджете на 2015 год. Без принятия этого документа МВФ не даст Украине очередной транш помощи. Особенностью проекта бюджета-2015 является тот факт, что он готовится не на действующем Бюджетном кодексе, а на основе проекта Закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины" (относительно реформы межбюджетных отношений), который был провален депутатами 16 сентября. Суть этого проекта - отказ государства от ряда своих обязательств и перекладывание их на органы местного самоуправления. Помимо прочего, Правительство отказывается финансировать ведение лесного и охотничьего хозяйства, охрану и защиту лесов в лесном фонде. "На леса" в этом году будет потрачено из бюджета более 500 млн грн, в следующем планируется потратить только 127 млн грн. Более того, эти средства лесхозы не увидят - они пойдут на финансирование общегосударственных функций - лесной науки, леспроекта, авиабазы и т.д.

Финансирование лесоразведения и лесовосстановления, строительство лесных дорог правительство планирует возложить на областные и районные бюджеты. Эти расходы будут финансироваться за счет поступлений от сбора за специальное использование лесных ресурсов, который планируют сделать частью экологического налога и полностью направлять в местные бюджеты. Идея интересная, но есть два нюанса. Во-первых, поступления от попневой платы, сбора за специальное использование лесных ресурсов, а это около 200 млн грн в год, гораздо меньше, чем потребность лесной отрасли в бюджетном финансировании - около 500 млн грн. Во-вторых, попневая плата будет направляться в областные бюджеты ресурсных областей - Житомирской, Волынской, а финансировать лесоразведения и лесовосстановления надо прежде всего в юго-восточных областях - Херсонской, Николаевской, Одесской. Для примера, за первые три квартала 2014 г. лесхозы Волыни получили из бюджета 3,7 млн грн, Черниговская обл. 2 млн грн, а Одесская обл. 22 млн грн, Херсонская обл. - 27 мл. грн. В следующем году, если правительственная инициатива будет реализована, ситуация будет совершенно другая - если на Полесье или в Карпатах лесное хозяйство будет финансироваться из местных бюджетов за счет попневой платы, то в степных областях - нет. Денег не будет. А через несколько лет на юге и востоке Украины не будет и леса. Без ухода за лесом, если его не вырежут на дрова, он сгорит из-за отсутствия финансирования мероприятий противопожарной безопасности, поскольку лесная охрана сейчас финансируется частично из государственного бюджета,

Яркий пример, сейчас четвертая часть лесов - коммунальные, они принадлежат местным общинам и управляются областными советами. Никто не мешает из областных бюджетов финансировать ведение лесного и охотничьего хозяйства. В реальности только в пяти областях выделяют средства на лес, а действенная областная программа развития лесного и охотничьего хозяйства есть только в одной области - Полтавской.

В общем идея с децентрализацией бюджетов очень правильная и интересная, но начинать лучше с чего-то другого. С ветеринарных клиник или с программы бюджетной поддержки угольных шахт. Децентрализация ведения лесного и охотничьего хозяйства приведет к деградации лесов в степной зоне, быстрому банкротству большинства местных лесхозов и увольнению работников. Новый подход к бюджетному финансированию отрасли может привести к тому, что уже в следующем году более пяти тысяч работников потеряют работу, не говоря уже о резком уменьшении площади лесоразведения и лесовосстановления.

Финансирование ведения лесного хозяйства, 9 мес 2014 года, млн грн.

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Шаг второй. Запрет экспорта.

В проекте коалиционного соглашения лесной отрасли уделено достаточно много внимания - целых три пункта. Первым шагом является введение не позднее второго квартала 2015 г. экспортной пошлины на необработанную древесину и "разработка механизмов стимулирования развития отечественной деревообрабатывающей промышленности".

Действующее правительство уже поддержало деревообработчиков, так поддержало, что несколько сотен пилорам встали и уже третий месяц не работают. До августа этого года производители могли покупать лес без НДС, т.е. на 20% дешевле, и экспортировать пиломатериалы с правом возврата НДС при экспорте. Этот механизм был введен в 2011 г. и стал действенной поддержкой для деревообработчиков в условиях стагнирующего внутреннего рынка. В августе в Налоговый кодекс Украины были внесены изменения, по которым лесхозы продают необработанную древесину на внутренний рынок с НДС, то есть цены "на лес" выросли на 20%, а экспортное возмещение НДС при вывозе пиломатериалов государство не выплачивает. После такой "поддержки" все деревообработчики, которые были ориентированы на экспорт и имели рентабельность меньше чем 20% - встали. И стоят до сих пор.

Деревообработчики надеются улучшить свое финансовое положение после введения экспортной пошлины на необработанную древесину, надеясь, что после этого лесхозам будет невыгодно продавать за границу низколиквидные виды древесины и лесхозы будут вынуждены продавать лес на внутренний рынок за полцены.

Объем реализованной продукции предприятиями Гослесагентства Украины

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Идея интересная, но малопродуктивная. Сейчас на экспорт идет чуть меньше 30% древесины и он дает лесхозам около 40% выручки - экспортные цены в среднем на треть выше внутренних. По законодательству может экспортироваться только сырье, которое не было сбыто на внутреннем рынке, а первоочередное право покупки необработанной древесины имеют отечественные переработчики на аукционах, которые проходят ежеквартально. Следовательно, введение пошлин сделает экспорт экономически нецелесообразным (лесхозы просто на треть сократят свое производство) или это приведет к перераспределению финансовых потоков. Экспортная выручка, которую лесхозы тратили на закупку нового оборудования, строительство лесных дорог, лесовосстановление, будет в виде пошлины поступать в государственный бюджет. Как результат - уменьшение занятости, размера заработных плат, уменьшение поступления налогов и взносов с фонда оплаты труда.

Сейчас лесхозы с большой долей экспорта имеют самые большие зарплаты.

Уровень заработной платы за 9 месяцев 2014 г.

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

После введения пошлин, уровень зарплат в отрасли может упасть до уровня бывших "аграрних" лесхозов.

Уровень заработной платы за 9 месяцев 2014 г.

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Следовательно, введение экспортных пошлин на необработанную древесину может привести к падению выручки лесхозов на 40% с соответствующим падением уровня занятости, зарплат и уплаты налогов в бюджет. Приемлемой альтернативой может стать введение запрета на экспорт ценных пород древесины, например, дуба или ясеня. Спрос на эти породы достаточно высокий на внутреннем рынке и соответствующий запрет фактически не отразится на финансовых показателях лесхозов.

Шаг третий. Приватизация

В коалиционном соглашении написано еще много добрых слов о лесной отрасли. В частности, предполагается "разделение функций государства в сфере лесного хозяйства: функции формирования политики, контрольные и хозяйственные функции выполняются различными органами власти" (сейчас функцию формирования политики осуществляет МинАПК, контрольную функцию - Государственная экологическая инспекция и хозяйственную функцию Государственное агентство лесных ресурсов). Что скрывается за этим пунктом соглашения неизвестно, скорее всего желание ликвидировать Гослесагентство. Его функции, очевидно, положат на "созданную на базе существующих государственных лесохозяйственных предприятий единую государственную лесохозяйственную структуру" - пункт 5.2 проекта коалиционного соглашения. Эта структура, условно назовем ее "Лесной холдинг", в условиях отсутствия бюджетного финансирования и запрета экспорта необработанной древесины обречена на убыточность, а следовательно, на скорую приватизацию.

И действительно, в проекте государственной программы приватизации, которую сейчас готовит правительство совместно с Фондом государственного имущества, предполагается приватизация ВСЕХ государственных лесхозов.

Ожидаемые последствия проведения приватизации государственных лесных и лесоохотничьих предприятий

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Три шага в безвыходность: как новый Кабмин планирует реформировать лесную отрасль

Основные последствия приватизации лесхозов

1. Сокращение работников - углубление социальных проблем регионов, рост уровня безработицы, повышение нагрузки на государственный бюджет и фонды.

- после приватизации частные владельцы будут заинтересованы, в первую очередь, в получении прибыли, а не в социальном благополучии конкретных населенных пунктов.

2. Резкое снижение налоговых поступлений в государственный бюджет, в частности, местных бюджетов и фондов.

- частный владелец будет использовать доступные возможности уменьшения налоговой нагрузки лесных предприятий, например, за счет перехода на упрощенную систему налогообложения и дробления лесхозов. Ожидаемое снижение налоговых поступлений составит около 500 млн грн в год.

3. Отсутствие единой общегосударственной политики в ведении лесного хозяйства - рост дисбаланса в отрасли, снижение социальной и экологической роли леса.

- приватизация лесных предприятий сместит баланс функций лесного хозяйства в экономическую сторону. Частный собственник, в первую очередь, будет уделять внимание ресурсной составляющей отрасли и получению прибыли от продажи древесины.

При таких подходах к управлению лесной отраслью уже через несколько лет мы можем потерять дар природы, которым пользуемся не одно поколение, пытаясь получить временную экономическую прибыль - УКРАИНСКИЙ ЛЕС.