ua en ru

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем" .
Кабмин Арсения Яценюка планирует за счет увеличения ренты за добычу газа компенсировать населению рост тарифов на ЖКХ. При этом, согласно новым правительственным решениям, количество претендентов на субсидию резко возрастет. Но газодобытчики уверены, что увеличение ренты даст обратный эффект - падение поступлений в госбюджет вместо их ожидаемого роста.

Кабмин Арсения Яценюка планирует за счет увеличения ренты за добычу газа компенсировать населению рост тарифов на ЖКХ. При этом, согласно новым правительственным решениям, количество претендентов на субсидию резко возрастет. Но газодобытчики уверены, что увеличение ренты даст обратный эффект - падение поступлений в госбюджет вместо их ожидаемого роста.

Правительство Арсения Яценюка упростило механизм предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ, расширило список претендентов на государственную помощь и продлило срок выплаты субсидий с шести месяцев до года. Это следует из постановления Кабмина "Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий", копия которого есть в распоряжении РБК-Украина. Финансовые источники выполнения социальной инициативы Кабмина - под большим сомнением и может оказаться, что новая норма станет очередной пустышкой.

Письма счастья

На последнем заседании Кабинета министров было принято постановление "Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий" (см. сканы документа). Его основной целью в Министерстве социальной политики считают реформирование системы предоставления украинцам компенсации затрат на услуги ЖКХ.

В министерстве посчитали, что действующий с октября 2014 года порядок предоставления субсидий нуждается в существенном упрощении. "Сегодня насчитывается порядка 2,5-3 млн бедных семей, которые не могут самостоятельно оплатить жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем, система субсидий охватывает только 1,1 млн семей. Другая категория людей или не платит, или вынуждена экономить на товарах первой необходимости", - процитировала пресс-служба главу Минсоцполитики Павла Розенко.

Повышать доверие граждан к системе субсидирования в правительстве намерены, прежде всего, за счет сокращения перечня документов, которые необходимо подать в органы социальной защиты. Теперь достаточно будет предоставить заявление, а социальный статус и уровень доходов заявителя будет определяться соцслужбами самостоятельно. Для этого соцслужбы будут обращаться в Пенсионный фонд (ПФУ) и Государственную фискальную службу (ГФС), которые в течение 15 рабочих дней должны предоставить необходимые сведения. Решение о начислении субсидий будет приниматься специальными районными комиссиями за 5 дней.

Из новшеств - формы заявлений на получение субсидии соцслужбы будут рассылать нуждающимся по почте. "Идеология теперь в следующем: вам никуда не надо идти, стоять в очередях и заполнять многостраничные документы. Всем семьям придет один листок. И для получения субсидий надо будет заполнить простую форму и отправить назад - в социальную службу", - заявил премьер-министр Арсений Яценюк на заседании Кабмина 28 февраля.

Заявления на оформление субсидии граждане будут получать дважды в год - в апреле и октябре.

Субсидии, как и прежде, будут назначаться при наличии разницы между размером оплаты услуг ЖКХ и социальными нормами потребления энергии и ресурсов (устанавливаются Кабмином), с учетом определенного правительством процента платежа. Получать субсидию можно будет в течение всего календарного года, а ранее государство покрывало затраты украинцев на оплату ЖКХ только в отопительный период (6 месяцев).

С этой нормой не согласны представители профсоюзов. Согласно протоколу согласования позиций, представители всеукраинских объединений профсоюзов отметили, что в условиях стремительного повышения цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, падение покупательской способности населения на 20%, норма о выплате субсидий в течение года приведет "к обесцениванию суммы предоставленной субсидии, что в свою очередь сделает неэффективным механизм субсидирования". Впрочем, замечание не было учтено в окончательной версии документа.

Капля в море

Напомним, с 1 октября 2014 года жилищная социальная норма в расчете на человека уменьшена с 21 кв м до 13,65 кв.м, но увеличена на семью - с 10,5 до 35,22 кв.м.

Также существенно сокращены месячные нормативы пользования услугами ЖКХ:

- для пользователей газовых плит норма потребления природного газа сокращена с 9,8 до 6 куб. м на человека;

- нормативы на отопление 1 кв. м по потреблению тепловой энергии снижены с 11 куб.м до 7 куб. м;

- при наличии централизованного горячего водоснабжения норма потребления холодной воды на человека составляет 2,4 куб. м, а при его отсутствии - 4 куб. м;

- норма потребления горячей воды установлена на уровне 1,6 куб. м на человека.

Рост социальных норм закреплен только в сегменте потребления электроэнергии.

В Национальном институте стратегических исследований (НИСИ) отметили, что снижение социальных нормативов отчасти нивелирует эффективность упрощенного механизма субсидирования.

"С одной стороны, упрощение процедуры получения субсидий - необходимо, поскольку на фоне того, что доходы населения за последнее время сократились в четыре раза и настолько же выросли цены, в том числе, стоимость услуг ЖКХ, люди будут активнее подаваться на субсидии. С другой стороны, уменьшение нормативов потребления, которые далеки от реальных объемов, не позволит населению получить субсидии, покрывающие в полной мере их расходы на ЖКХ", - сказала заведующая отделом социальной политики НИСИ Ольга Пишулина.

Рост тарифов на коммунальные услуги является одним из условий получения транша Международного валютного фонда (МВФ), который настаивает на приведении стоимости услуг к экономически обоснованным, рыночным показателям. По словам главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, Украина согласовала с МВФ повышение тарифов на газ для бытовых абонентов на 280% и на тепловую энергию (услуги отопления и горячего водоснабжения) на 66%.

В правительстве заранее побеспокоились о поэтапном увеличении стоимости коммунальных услуг. Так, согласно принятому в марте 2014 года постановлению Кабмина №81, в мае 2015 года тарифы на газ для населения вырастут на 40%, а течение последующих двух лет будут повышаться на 20%. С апреля 2015 г. стоимость электроэнергии вырастет в 3,5 раз.

Эти повышения должна утверждать Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ). По стоимости электроэнергии комиссия приняла решение 26 февраля. Сегодня НКРЭКУ, скорее всего, примет решение о повышении цен на газ.

Отметим, в программе сотрудничества с МВФ предусмотрено выделение в текущем году 12,5 млрд грн на выплату жилищных субсидий. Впрочем, в госбюджете-2015 на эту статью заложены 11,9 млрд грн.

Также в пояснительной записке к постановлению Кабмина сказано, что на реализацию положений нового порядка начисления субсидий государству потребуется 190 млн грн в год.

Энергетики дотируют

В правительственном документе указано, что источником для субсидирования населения по-прежнему является рентная плата за добычу природного газа и его транзит. Эта норма действует с января 2005 года.

Однако, в декабре 2014 года Верховная Рада внесла изменения в ст. 252 Налогового кодекса, согласно которым частные газодобывающие компании будут уплачивать 55% установленной стоимости добытого ресурса (глубина залежей до 5 тыс. м) и 28% (более 5 тыс. м). Ранее ставки рентных платежей составляли 28% и 15%, соответственно. Тем самым Рада закрепила ранее принятый закон о повышении рентных ставок.

Максимальная фискальная нагрузка пришлась на компании, которые добывают газ на основании договоров о совместной деятельности (ДСД). Уже с января рентный платеж для них составляет 60%, а с июля этот налог для них будет равняться 70% от установленной стоимости продукции.

Украинские газодобытчики уже заявляли о том, что результатом таких решений парламентариев может стать падение уровня добычи газа в стране на несколько миллиардов кубометров.

"Завтра в парламенте должны рассматривать законопроекты, от принятия которых мы ожидаем кардинальных изменений в лучшую сторону. В частности, снижение ренты для газодобытчиков до 35%", - рассказал РБК-Украина финдиректор ООО "Карпатыгаз" (дочерняя компания шведской MisenEnergy) Артур Сомов.

Впрочем, по его словам, высока вероятность того, что для тех компаний, которые работают с государством на основе договоров совместной деятельности, рентный платеж останется на уровне 70%.

"Более того, я слышал, что есть инициатива и остальным частным газодобывающим компаниям поднять ренту до этого уровня. Если это будет сделано, или парламент не пойдет на снижение рентных ставок, где-то через полгода, в результате снижения добычи газа, сокращения рентных отчислений, правительству придется искать новый источник для выплаты гражданам жилищных субсидий", - уверен Сомов.

Напомним, вчера вечером нардепы приняли законопроект № 2213 "О внесении изменений в статьи 165 и 252 Налогового кодекса Украины", которым подняли, в частности, для государственной "Укргаздобычи" рентную ставку с 20% до 70%.

Заплатят всем

Несмотря на риски по невыполнению доходной части, постановление Кабмина "Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий" направлено на максимальное расширение количества лиц, имеющих право на субсидии. Так, при ее расчете не будет учитываться имущество семьи, подавшей запрос на льготу. Расчет будет производиться на основании количества зарегистрированных в квартире граждан, которым насчитывается плата за услуги ЖКХ, в том числе, с учетом лиц, призванных для прохождения срочной военной службы.

Таким образом, постановление снимает запрет на начисление субсидий гражданам, которые не учились в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях и не были зарегистрированы в службе занятости.

Право на субсидию также получили:

- присматривающие за больными детьми (не старше 16 лет) и инвалидами;

- арендаторы жилья при наличии договора;

- владельцы двух и более транспортных средств.

Не попадают под действие механизма субсидирования лишь те, кто непосредственно перед обращением купил земельный участок, квартиру, автомобиль и другие товары долгосрочного употребления, или оплатил ремонт квартиры.

Министр соцполитики Павел Розенко вчера не отвечал на телефонные звонки, потому РБК-Украина не удалось выяснить, на сколько министерство планирует увеличить количество получающих субсидию граждан.

Согласно данным Госстата, в прошлом году субсидиями воспользовались 1,6 млн человек. А количество нуждающихся в госпомощи составляет порядка 3,5 млн. При этом, средний размер субсидии в отопительный период составлял 335,3 грн, а в межсезонье - 73,8 грн.

"Упрощение процедуры оформления субсидий существенно населению не поможет. При уровне инфляции в 26,7% жилищные субсидии обесценятся приблизительно на четверть", - уверен глава Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой.

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"

Обещать - не значит платить. Новая госполитика коммунальных субсидий может оказаться "мыльным пузырем"