ua en ru

Из-за чего парализована работа таможни и чем это грозит

Из-за чего парализована работа таможни и чем это грозит С пятницы импортерам отказывают в растамаживании грузов
Работа таможни парализована. С пятницы импортерам отказывают в растамаживании грузов. Количество отказов по некоторым пропускным пунктам выросло на 40-50%. Объем убытков из-за простоя товара бизнес оценивает минимум в 50 долл./сутки с транспортного средства. Это результат правительственного постановления, позволяющий Государственной фискальной службе (ГФС) применять среднюю таможенную стоимость, игнорируя контракты и нормы законодательства, под видом борьбы с рисковыми операциями.

Работа таможни парализована. С пятницы импортерам отказывают в растамаживании грузов. Количество отказов по некоторым пропускным пунктам выросло на 40-50%. Объем убытков из-за простоя товара бизнес оценивает минимум в 50 долл./сутки с транспортного средства. Это результат правительственного постановления, позволяющий Государственной фискальной службе (ГФС) применять среднюю таможенную стоимость, игнорируя контракты и нормы законодательства, под видом борьбы с рисковыми операциями.

Импорт заблокирован

Первые результаты действия правительственного постановления №724 об использовании органами ГФС в системе управления рисками ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров уже на лицо. Работа таможни заблокирована, а импортеры массово получают отказы в растамаживании грузов. Правда, субъекты внешнеэкономической деятельности признают, что товар оформить можно, но все решается в "ручном режиме" или на личных контактах. Среди проблематичных бизнес-ассоциации отмечают Киевскую, Одесскую и Волынскую региональные таможни.

Напомним, указанное постановление было принято 16 сентября и вступило в силу с прошлой пятницы. Документом определено право ГФС обеспечить равные условия ведения внешнеэкономической деятельности и единый подход к контролю за правильностью определения таможенной стоимости. Для этого фискальная служба должна определить перечень товаров "в разрезе подкатегорий и страны происхождения", а также их средневзвешенную стоимость, рассчитанную за последние шесть месяцев.

При этом юридически, ничего не поменялось - новых методов определения таможенной стоимости не введено. Пресс-служба ГФС отмечает, что постановление является лишь рекомендацией должностному лицу более детально проанализировать условия операции импорта путем проверки документов, заявленных для подтверждения стоимости.

"Использование единых ориентировочных показателей необходимо для анализа, выявления и оценки рисков по заявленным декларантом неполным или достоверным ведомостям о таможенной стоимости товаров, в том числе неверному ее определению", - говорится в разъяснении ГФС.

Поэтому все суждения о том, что бизнес обязан растамаживать грузы по ценам фискальной службы, не соответствует действительности, заверяют чиновники.

Что происходит на самом деле? Действительно, индикативы "зашиты" в постановление, как ориентир, индикатор риска. Но на практике, как рассказал руководитель таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации Денис Шендрик, профиль риска срабатывает практически по всем импортерам.

"Начиная с пятницы каждый день звонят субъекты и говорят о проблемах. Едет груз, причем я говорю о "белых" компаниях, о бизнесе с мировым именем, срабатывает риск, оформление останавливается на надуманным основаниях, потому что Таможенный кодекс прописывает все эти основания, запрашиваются дополнительные документы, идут попытки найти расхождения, - пояснил Шендрик. - Оформление останавливается на 10 дней, а потом еще отдел тарифов будет решать, принимать или нет заявленную таможенную стоимость".

Безответственность и саботаж

Источник РБК-Украина в ГФС отметил, что основная причина сложившейся ситуации - непрофессионализм руководителей таможен, отсутствие специалистов. С 2013 г. идет колоссальный отток кадров, а также нежелание брать на себя ответственность за принятие решений.

"Ориентировочная стоимость - индикатор для детального изучения документов. То есть, если оформляешь декларацию по определенному товару и срабатывает индикатор риска по таможенной стоимости, то инспектор должен обратить внимание на этот товар, операцию, но при этом, ни в коем случае не отказывать в таможенном оформлении, - пояснил чиновник. - Таможенники не хотят принимать решения и брать на себя ответственность. Есть таможни, где до абсурда доходит - начальники прячутся за подчиненных, убегают на больничные, в отпуска. Одесская, Киевская городская таможни, в Николаеве начинается. Все стали заложниками ситуации. Срабатывает фактор "временщика", многие начальники в статусе и. о. Это полная разбалансированность таможенной системы".

По данным собеседника РБК-Украина в центральном фискальном ведомстве, количество так называемых карточек отказа по некоторым таможням выросло на 40-50%, рост количества деклараций, которые не оформляются день в день, - на 25%.

Кроме того, по его словам, некоторые подразделения устраивают саботаж: вместо того, чтобы останавливать проблемных импортеров, они "тормозят" такие компании, как Adidas, Michelin, Mersedes с надеждой на то, что они устроят ажиотаж, и решение будет пересмотрено.

В то же время, например, на Хмельницкой таможне каждая декларация рассматривается на уровне начальника и максимальное количество решений принимается самостоятельно. Здесь соглашаются с указанной стоимостью, особенно по прямым контрактам.

"Это таки произошло. Да, действительно, таможенное оформление грузов заблокировано. Итак, мы - генеральное представительство концерна Daimler AG в Украине, имеющее прозрачные прямые контракты. И нам действительно предложили увеличить таможенную стоимость ввозимых товаров. С нашими белыми заработными платами, с прозрачными инвойсами, с прямыми контрактами, - написал в своем Facebook гендиректор компании "Автокапитал" Ярослав Пригара. - Стоим. Соглашаться с этим "заманчивым" предложением не будем. Это уже дело принципа".

Это таки произошло. Да, действительно таможенное оформление грузов заблокировано. Итак, мы Генеральное представительство...

Posted by Ярослав Пригара on 29 вересня 2015 р.

При этом ориентировочные показатели могли бы ограничить "серый" импорт, но занимающиеся этим компании сейчас просто приостановили ввоз и оформление товара.

"Они запаслись попкорном и наблюдают, чем все это закончится, потому что могут себе позволить ждать несколько недель, в отличие от легального импортера", - добавил директор компании "Ламарин" (занимается таможенным оформлением грузов, Одесса) Александр Лазарев.

Сомнительный подход

Кроме всего прочего, участники рынка удивлены, на каком основании они должны ориентироваться на некий перечень цен от ГФС, если Таможенным кодексом четко прописаны методы определения таможенной стоимости. Напомним, что основной - по цене контракта. Второстепенных еще 5 - от цены договора на идентичные товары до резервного.

Более того, фискальная служба так до сих пор и не обнародовала список товарных групп, импортеры его ищут по "своим каналам". Причем в неофициальном списке отсутствует и информация о стране происхождения.

"На сайте есть данные за август, но они отличаются от тех цен, которые использует таможня сейчас ", - подчеркнул Лазарев.

Проблемы с растамаживанием на выходных возникли и у Metro Cash&Carry. Однако комментировать ситуацию в компании отказались. В то же время директор по корпоративным вопросам компании Nestle в Украине и Молдавии Геннадий Радченко отметил, что украинское представительство его компании также работает исключительно по прямым контрактам, но время от времени у таможни возникают вопросы в оценке ввозной стоимости.

"Нас подозревают в занижении таможенной стоимости. Еще не было ни одного раза, чтобы нам не удалось доказать, что мы правы. Знаете рецепт паштета из рябчика и конины? Берешь одного рябчика и одного коня. Вот это примерно действие постановления", - сыронизировал Радченко.

Он добавил, что не может существовать усредненной цены на товары. Так, в частности, Nestle импортирует кофе. Под одним товарным кодом растамаживается зеленый кофе, жареный, в зернах, молотый, растворимый, в банках, упаковке или без нее. А цена на товар зависит от объема покупок, от продавца, условий оплаты.

"Это международная торговля, это живой организм, и под одну гребенку причесать его нельзя. Тем, кто прозрачно работает, эта ситуация абсолютно непонятна", - сказал Радченко.

В Федерации работодателей Украины отмечают, что директивное применение индикативов идет вразрез с обязательствами Украины в рамках ВТО и соглашением об ассоциации с ЕС.

"С введением в Украине системы единых ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров, нарушается не только украинское законодательство, а и обязательства Украины, как в рамках ВТО, так и в рамках соглашения об ассоциации с ЕС. В последнем вообще немало места уделено таможенным процедурам и требованиям по их поэтапному приведению к практике, существующей в Евросоюзе. Разумеется, такой дикости, как индикативы, в практике ЕС не может существовать по определению", - заявил директор департамента экономической политики ФРУ Сергей Саливон.

Более того, по его мнению, применение такого дикого инструмента в официальном порядке не удастся найти ни в одной стране мира.

Последствия печальны

Последствия применения постановления Кабмина могут быть самыми плачевными. Прежде всего, контрактные цены в тех случаях, когда они ниже индикатива, просто перестанут интересовать таможню, что само по себе нонсенс, поскольку отвергается первый и главный метод определения таможенной стоимости. В проигрыше окажутся и импортеры с длительной историей взаимоотношений с иностранными фирмами или с крупными объемами операций, которые имеют благодаря этому скидки от иностранных партнеров. Таможенная стоимость для них будет рассчитываться так же, как и для импортера-новичка, который ввозит товар в минимальных количествах.

Сергей Саливон не исключает и расцвета коррупции в случае, если постановление продолжит действовать.

"В четкой привязке к индикативам по странам, отечественные импортеры будут просто вынуждены заниматься подменой страны происхождения. Тут, разумеется, расцветет поле для коррупции. Еще одна расширяющаяся возможность для коррупционных деяний - подмена товарного кода, когда, условно говоря, мебель будет ввозиться под видом дров", - резюмировал эксперт.

Новой волной коррупции под видом реформы уже успел назвать постановление глава Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили. Такие нормы убивают бизнес, уверен он.

"Бизнесмен может делать, что хочет - договариваться о скидках на большие партии товаров, искать лучшее соотношение "цена-качество", иметь постоянных поставщиков. Но жизнь украинской таможни будет идти своей дорогой, абсолютно параллельной реальной бизнес-среде. Если, например, импортер купил детали для своего машиностроительного завода по прозрачному контракту за 100 тыс. долл., а в таможне он не "свой", и в базе ГФС эти детали стоят 500 тыс. долл., то импортер будет просто поставлен перед фактом", - заявил Саакашвили.

Стоит отметить, что глава ГФС Роман Насиров не смог прокомментировать РБК-Украина ситуацию с оформлением грузов, но в своем Facebook отреагировал на заявления Саакашвили, написав, что "если мы будем поддаваться эмоциям, то так и не найдем средства на строительство автобана в Одессу".

"Вы должны знать, что по "справедливым ценам" крупные партии костюмов Brioni растамаживаются по цене 5 долл./кг, а продаются по 3 тыс. долл. А алюминиевые радиаторы растамаживаются дешевле стоимости алюминия на бирже, - отметил Насиров. - Вы троллите это решение Кабмина для того, чтобы назначить очередного грузина или замгубернатора - в этот раз на Одесскую таможню?"

Шановний @Mikheil SaakashviliПрочитав Ваш статус-обурення щодо "справедливих цін розмитнення", і в цьому зв'язку у мене...

Posted by Роман Насіров on 29 вересня 2015 р.

А пока чиновники скандалят в Facebook, бизнес несет ежедневные потери. По оценкам Дениса Шендрика, речь идет о 100 евро/сутки за простой транспортного средства. А часть грузов стоит с пятницы.

"На 50 долл. минимум уже влетели, - добавил Александр Лазарев. - Стоимость таможенного терминала - 50 евро в сутки. Сбор за сверхнормативное использование контейнера от 20 до 200 долл., но это если 20 дней груз не оформляется".

При этом, как уверен Геннадий Радченко, все эти затраты в результате лягут на потребителей.