ua en ru

Ильичевский морпорт пытаются сбить с курса

Ильичевский морпорт пытаются сбить с курса Директору Ильичевского морского порта Юрию Круку удалось вывести предприятие из убытков, несмотря на сопротивление недругов
Ильичевский морской торговый порт (ИМТП) продолжает лихорадить накануне финала конкурса на замещение должности директора. К тому же предприятием неожиданно заинтересовались силовые структуры.

Ильичевский морской торговый порт (ИМТП) продолжает лихорадить накануне финала конкурса на замещение должности директора. К тому же предприятием неожиданно заинтересовались силовые структуры.

Месяц назад на одном из сайтов появилась публикация о том, что ИМТП в процессе тендерных закупок, якобы, заплатил двойную цену за топливо. Пресс-служба порта тогда пояснила, что в контракте была указана лишь номинальная стоимость. Реально же топливо закупалось по намного более низкой и абсолютно рыночной цене, поскольку в апреле-мае курс гривны значительно вырос, что повлекло снижение рыночных цен на нефтепродукты. Тогда на предприятии недоумевали, почему журналисты перед публикацией не удосужились перепроверить информацию.

Затем прокуратура арестовала часть грузов ИМТП. Но перед тем предприятие получило письмо от Государственной исполнительной службы Ильичевского горуправления юстиции от 3 июня 2015 года. В письме указывалось, что Королевский районный суд Житомира наложил арест на грузы ООО "Боуринг Трейдинг", находящиеся на складах ИМТП.

Позже пришло еще одно письмо, в котором сообщалось об отмене судебного решения. Но 4 июня представители исполнительной службы все-таки попытались выполнить отмененное решение суда, в частности, приостановить таможенное оформление груза.

В Ильичевском порту считают, что информационное и силовое давление на предприятие в разгар конкурса оказывается с целью дискредитации нынешнего руководства. Впрочем, накопать что-либо действительно стоящее против директора ИМТП Юрия Крука его недоброжелателям не удалось.

Кстати, никто даже не пытался оспорить факты, свидетельствующие, что за время работы нынешнего директора Ильичевский порт действительно начал работать с прибылью и серьезно нарастил обороты.

Два года назад финансовое состояние предприятия было плачевным: 76 млн грн убытка, задолженность по зарплате и валютный кредит - 3 млн долл. Но с приходом Крука в конце марта 2014 года порт смог погасить убытки и выйти в ноль.

За неполных два года руководство порта вывело ИМТП с последнего на второе место среди всех портов отрасли с прибылью в первом квартале 2015 года - 257 млн грн. За 5 месяцев 2015 года достигнут рекордный за последние 5 лет грузооборот и переработано 6524 тыс. тонн грузов.

"Мне, как руководителю, принявшему убыточное предприятие, пришлось идти на непопулярные меры, чтобы вывести порт из кризиса, - говорил Юрий Крук в одном из первых интервью в новом статусе. - В первую очередь, мы убрали частные компании, работа которых никак не шла на пользу порта. Нам пришлось перейти на четырехдневный рабочий график, что позволило сэкономить 20% от фонда зарплаты, который в месяц составляет 35 млн грн. Также мы провели ряд антикризисных мероприятий на основных подразделениях порта. Их у нас девять, и только два из них были прибыльными - рудный и пятый терминал".

Кроме того, Юрий Крук сделал ставку на повышение рентабельности грузовых терминалов порта. Для этого были привлечены дополнительные грузопотоки угля, ЖРК, руды, зерновых и т.д.

Результаты работы Ильичевского порта были высоко оценены организаторами 8 Национального морского рейтинга. ИМТП получил памятный знак "Воля к победе" за динамичное развитие и достижение высоких финансовых показателей порта.

В поддержку руководителя выступил и коллектив. 9 апреля состоялась конференция работников порта, на которой более 200 делегатов поддержали Юрия Крука, обратившись к Президенту Петру Порошенко с просьбой продлить его контракт.

Отметим, что на ИМТП перестали задерживать зарплаты и выплачивают премии, чего до прихода Юрия Крука не было. За первый квартал 2015 года размер премий вырос с 10 до 35%. Также по итогам первого квартала в дополнение к обычной премии работники получили еще 50% надбавки. Увеличенные размеры премирования внесены в коллективный договор.

По данным профсоюзной организации ИМТП, средняя зарплата в порту составляет 6500 грн, у докеров - 8200 грн. Руководство ИМТП утверждает, что, при сохранении положительной динамики и финпоказателей, в ближайшее время планируется повышение зарплат на 50%, чтобы достичь уровня 9400 грн (для докеров - 11 тыс. грн).

В Федерации работодателей Украины считают, что повышение зарплат рабочих свидетельствует о социальной ориентированности работодателя. "Юрию Круку за неполные два года деятельности на должности руководителя предприятия удалось не только вывести убыточный Ильичевский порт на прибыльный уровень, но и достичь наивысших показателей переработки грузов за несколько лет. Руководитель порта проявил себя как социально ответственный работодатель, впервые за последние четыре года на предприятии была восстановлена выплата премий и актуализированы социальные стандарты", - сказано в обращении ФРУ.

Просьбу о продлении контракта Юрия Крука направил Кабмину и Ильичевский горсовет. Депутаты подчеркнули, что город заинтересован в сохранении рабочих мест и увеличении налоговых поступлений в местный бюджет.

Нынешний менеджмент порта считают эффективным и профессиональным также представители Ассоциации "Укрпорт", Ассоциация транспортников Украины, Совета капитанов портов Украины.

Главное отличие ИМТП от других портов - здесь главным собственником терминалов является государство, а не частники. В порту понимают важность привлечения частных инвестиций, но признают, что концессия (как форма государственно-частного партнерства, ГЧП) для них - не лучший вариант.

"Сложно найти компанию, которая смогла бы развивать весь огромный порт, как единый хозяйственный комплекс", - отмечают в ИМТП.

А при передаче в концессию отдельных объектов без финансирования остается социальная сфера. Некому будет вкладывать средства в инфраструктуру и финансировать вспомогательные подразделения, которые не являются прибыльными.

Юрий Крук предложил более эффективную модель отношений с инвесторами. Она предполагает заключение трех договоров.

Первый - договор аренды, которым инвестору передается имущество и земельный участок под ним.

Второй - договор долевого участия в развитии инфраструктуры порта, что позволит порту не потерять доход, который давал тот или иной терминал.

Третий - социальные гарантии для сотрудников.

Такая форма ГЧП уже начала действовать. Руководитель ИМТП утверждает, что это устраивает и государство, и компании, которые готовы вкладывать в порт средства.

"Принцип этого формата - привлечение инвесторов и партнеров на портовую инфраструктуру, - сказал Юрий Крук. - Этот механизм есть, и он уже утвержден в профильном министерстве. В рамках этого формата запущен первый проект сотрудничества. Компания, которая пришла на территорию порта, проинвестировала порядка 100 млн грн. Второй проект тоже уже запущен и, полагаю, что он принесет порту еще 100 млн долл. инвестиций".

В рамках предложенной модели Ильичевский порт первым в отрасли реализовал проект ГЧП с компанией "Транс Сервис", которая специализируется на хранении и перевалке зерновых грузов. Все три подписанных договора тщательно соблюдаются обеими сторонами. В том числе, и социальные гарантии: персонал, который работал на мощностях порта, после передачи в аренду в частное предприятие, не потерял ни одного пункта своего социального пакета.

Вторым проектом, находящимся на этапе реализации, стало строительство элеватора компании "Кернел". Объем элеватора составит 300 тыс. тонн единовременного хранения с объемом переработки 5 млн тонн. Объем привлеченных инвестиций составляет более 100 млн долл.

Руководитель Ильичевского порта убежден: эту модель можно успешно использовать во всей отрасли. При этом, частный бизнес, который инвестирует в порты, должен быть уверен в прозрачности правил игры.

По мнению Юрия Крука, предложенный им формат предоставляет надежные гарантии безопасности для инвесторов. Договор об аренде, с точки зрения украинского законодательства, является наиболее защищенным для частной компании. Если она выполняет все условия договора - расторгнуть его довольно сложно.

Также ИМТП недавно презентовал 12 инвестиционных площадок на своей территории, которые были выделены для потенциальных инвесторов. Благодаря строительству новых мощностей, утверждает директор ИМТП, перевалка зерновых и навальных грузов в порту увеличится на 15 млн тонн в год и составит более 30 млн тонн.

Так кто же может быть заинтересован в дестабилизации достаточно успешно работающего порта?

По одной из версий, за информационными атаками может стоять один из давних недоброжелателей директора ИМТП - крупный портовый оператор "Трансинвестсервис" (ТИС). В 2009 году Юрий Крук (тогда директор порта "Южный") заявил, что компания незаконно и без договора аренды с Фондом госимущества использует два портовых причала. В результате убытки для государства составили более 32 млн грн. Руководителя "Южного" поддержали в правительстве, терминалы были переданы на баланс порта, а частной компании пришлось отступить. Но Крук нажил очень серьезного врага.

Сегодня ТИС выставил своего претендента на должность главы ИМТП - Андрея Кузьменко, который достаточно долго возглавлял контейнерный терминал компании. Вероятно, заменив Крука на своего директора, ТИСовцы смогут перенаправить грузопоток из Ильичевска на собственные терминалы в порту "Южный".

По мнению экспертов, шансов победить в открытой борьбе у Кузьменко немного. Поэтому задействованы технологии, которые никак не ассоциируются с честной конкуренцией. Сам Крук предпочитает не комментировать эту ситуацию.

"Я не борюсь ни за какие должности, я просто работаю. Моя цель - закончить реализацию начатых программ, в том числе, антикризисной, благодаря которой нам удалось за 9 месяцев вывести порт из убытков и погасить кредит. У меня есть четкое понимание того, как сохранить лидирующие позиции в отрасли, привлечь инвесторов и реализовать инвестиционную программу ГЧП", - резюмировал Юрий Крук.