ua en ru

Близкая Порошенко компания среди претендентов на 100 млн грн из госбюджета

Близкая Порошенко компания среди претендентов на 100 млн грн из госбюджета Почти 93% украинских трамваев исчерпали нормативный срок эксплуатации
Правительство Украины выделило 100 млн грн на дотации местным бюджетам для закупки украинских трамваев. Среди возможных поставщиков техники - компания "Богдан", близкая Петру Порошенко.

Правительство Украины выделило 100 млн грн на дотации местным бюджетам для закупки украинских трамваев. Среди возможных поставщиков техники - компания "Богдан", близкая Петру Порошенко.

Ограниченный выбор

Как минимум, четыре украинских города в 2015 г. закупят новые трамваи. 19 августа Кабинет министров принял порядок и условия предоставления в текущем году субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на покупку новых трамвайных вагонов украинского производства. На эти цели в госбюджете заложено 100 млн грн.

По данным Министерства инфраструктуры, в Украине трамваи работают в 22 городах. Общее количество вагонов составляет 2620, из них пассажирских - 2321. Причем, почти 93% из них исчерпали нормативный срок эксплуатации и, как следствие, требуют замены.

Изначально, в марте текущего года, Мининфраструктуры направило 16 запросов к мэрам украинских городов, где эксплуатируют трамваи, относительно заинтересованности в участии в программе закупок.

В частности, такие запросы были отправлены городским головам Винницы, Днепродзержинска, Днепропетровска, Дружковки, Житомира, Запорожья, Киева, Конотопа, Константиновки, Краматорска, Кривого Рога, Львова, Мариуполя, Николаева, Одессы и Харькова. В этот перечень не попали населенные пункты на оккупированных территориях.

По информации Мининфраструктуры, сначала заинтересованность в программе закупок трамваев высказали в восьми городах (Днепродзержинск, Житомир, Киев, Конотоп, Львов, Мариуполь, Николаев и Одесса), однако в четырех из них горсоветы не одобрили выделение средств на приобретение новых вагонов.

Например, по данным начальника отдела развития городского электрического транспорта Мининфраструктуры Виктора Гриценко, Николаев проинформировал о планах закупки б/у трамваев, что значительно дешевле, а Житомир - о приоритетности в восстановлении финансирования обновления парка троллейбусов. Конотоп и Днепродзержинск могли бы принять участие, только если бы процент софинансирования из местного бюджета составил 30-50%.

А, согласно порядку выделения дотаций, трамваи должны покупаться вскладчину городом и государством при условии, что 70% оплачивает город и 30% - государство. При этом производство закупаемых трамваев должно быть, как минимум, на 65% локализовано на украинских предприятиях.

Таким образом, 100 млн грн из госбюджета были распределены между оставшимися четырьмя городами, которые нашли средства на свою часть закупки. А именно, Киев получит 49,3 млн грн, Львов - 41,7 млн грн, Мариуполь и Одесса - по 4,5 млн грн.

Вместе же они направят на закупку трамваев 230 млн грн. В совокупности за 330 млн грн четыре украинских города смогут купить около 20 трамваев.

Заместитель директора департамента информации и связей с общественностью Одесского городского совета Наталья Мальцева рассказала, что, кроме 4,5 млн грн из госбюджета, Одесса выделила из своего бюджета 12 млн грн. Они пойдут на закупку одного трамвая с частично низким уровнем пола.

"Объявление о тендере выйдет в конце недели. В течение 40 дней после выхода планируем заключить договор и еще до ноября получить трамвай", - пояснила Наталья Мальцева.

В пресс-службе Мариупольского горсовета сообщили, что на очередной сессии городского совета, которая состоится 8 сентября, депутатами будет рассмотрен вопрос о выделении своей части средств на закупку трамвая. Однако уже сегодня, 2 сентября, на сайте госзакупок было опубликовано объявление о начале тендерной процедуры закупки, уточнили в пресс-службе горсовета Мариуполя.

В то же время в пресс-службах Киевской горгосадминистрации и в мэрии Львова комментарии относительно покупки трамваев получить не удалось.

Четыре претендента

Претендентами на выделенные дотации станут, по всей видимости, четыре украинских предприятия. По данным Мининфраструктуры, в Украине производство трамваев для наиболее распространенной колеи шириной 1524 мм налажено компаниями "Татра-Юг", "Киевпастранс" (совместно с Киевским заводом электротранспорта) и "Богдан" (по конструкторской документации "Белкомунмаша").

Примечательно, что последний еще несколько лет назад принадлежал нынешнему Президенту Петру Порошенко, однако в 2009 г. был продан его партнеру Олегу Свинарчуку (известно о сделке стало только в марте 2013 г.).

Впрочем, партнерские отношения Порошенко и Свинарчука сохранились - позже последний поменял фамилию на Гладковский, и в феврале этого года был назначен первым заместителем секретаря СНБО.

Кроме того, в Украине в некоторых городах эксплуатируются трамваи с колеей 1000 мм (в Житомире, Виннице, Евпатории и Львове). Такие трамваи в нашей стране, по данным Мининфраструктуры, выпускает только львовский "Электронтранс".

По данным бывшего заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, больше всего трамваев в Украине выпустила компания "Татра-Юг" - 120 штук. "Элетронтранс" и "Богдан" произвели значительно меньше.

Кроме того, по данным Александра Кавы, "Киевпастранс" не занимается выпуском новых трамваев, а лишь осуществляет глубокую модернизацию трамваев Татра-Т3.

Вместе с тем генеральный директор "Татра-Юг" Анатолий Кердивара сообщил РБК-Украина, что компанией произведено более 150 трамваев. На предприятии также пообещали принять участие в тендерах, которые будут объявлять города в рамках этой программы.

Проектная мощность "Татра-Юг" в односменном режиме работы составляет около 90 трамвайных вагонов в год.

Не скрывают своего желания поучаствовать в торгах и в "Богдане". Пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля сообщил РБК-Украина, что, "безусловно, корпорация "Богдан" будет участвовать в этих тендерах, поскольку имеет недозагрузку производства". Производственные мощности корпорации позволяют изготавливать около 40-50 трамваев в год, уточнил он.

К сожалению, получить комментарии о планах на участие в тендерах в "Электронтрансе" и "Киевпастрансе" не удалось.

Не все так просто

Вместе с тем, уже на этапе согласования порядка и условий выделения субвенций чиновники из различных ведомств высказывали ряд замечаний.

В частности, в своих экспертных выводах директор департамента развития реального сектора экономики секретариата Кабмина Николай Щербина обратил внимание на то, что в доработанном проекте постановления степень локализации уменьшена с изначально планировавшихся 80% до 65%.

В Мининфраструктуры объясняли это тем, что таким образом можно избежать монополизации поставок трамваев.

Однако, по подсчетам секретариата Кабмина, такое снижение приведет к тому, что украинские производители материалов и комплектующих для трамваев потеряют заказы на сумму около 50 млн грн, поскольку их получат иностранные компании.

Кроме того, государственная целевая программа развития городского электротранспорта на период до 2017 г. предполагает обновление подвижного состава путем покупки новых трамваев у отечественных производителей со степенью локализации не менее как 80%. Таким образом, порядок и условия выделения дотаций на закупку трамваев в 2015 г. не будут соответствовать этой госпрограмме.

Правда, чтобы избежать несоответствия, Мининфраструктуры подготовило проект документа с правками в госпрограмму, однако пока что он не утвержден Кабмином.

Александр Кава указал еще на один спорный момент - по его словам, распределение средств произошло несправедливо. Речь о выделении слишком большой сумы Киеву.

"В стране много городов в гораздо более сложном финансовом состоянии, чем Киев. Они нуждаются в новых трамваях гораздо больше, чем столица. Руководство Киева спокойно могло бы изыскать средства на новые трамваи в городской казне, если бы у мэра и его команды было на то желание. А вот приобрести новые трамваи, например, Житомиру, Николаеву, Днепродзержинску или Конотопу гораздо сложнее", - заявил Кава.

Бывший замминистра инфраструктуры уверен, что для этого необходимо было внести правки в сам порядок выделения дотаций.

Впрочем, Виктор Гриценко отметил, что при разработке порядка и условий выделения дотаций ведомство руководствовалось показателями Государственной целевой программы развития городского электротранспорта на период до 2017 г., которыми предусмотрено софинансирование из государственного бюджета мероприятий по обновлению парка трамваев на 30%.

То есть уменьшение показателя финансирования из местных бюджетов за счет увеличения показателя из государственного для отдельных городов не отвечало бы вышеупомянутой программе и не нашло бы поддержки при согласовании постановления Кабмина в заинтересованных органах, посчитали в Мининфраструктуры.

В свою очередь, эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев подчеркнул, что выделенных средств недостаточно для обновления трамвайного парка. По его оценке, 100 млн грн - это максимум 10% от необходимого.

По мнению Владимира Шемаева, правительству стоит более активно сотрудничать в вопросе привлечения инвестиций для модернизации парка трамваев с международными финансовыми организациями, такими как ЕБРР.

"Но для этого необходимо, чтобы муниципалитеты готовили качественные экономические предложения таким структурам", - уточнил он.

Вторым путем обновления трамвайного парка могло бы стать предоставление в рамках финансовой децентрализации большей свободы местным советам, которые уже самостоятельно бы определяли, каким путем им обновлять парк, отмечает Владимир Шемаев.

"Они бы сами решали: то ли закупать новые трамваи, то ли приобретать б/у трамваи в европейских странах, которые могут стоить дешевле новых раз в десять", - заключает он.