ua en ru

Аннексия Крыма, АТО и падение внутренних авиаперевозок

Аннексия Крыма, АТО и падение внутренних авиаперевозок Аннексия Крыма, АТО и падение внутренних авиаперевозок
Автор: RBC.UA
Начавшееся в прошлом году стремительное падение авиаперевозок в этом году продолжается. Шансов на улучшение, пока не закончится АТО и стабилизируется экономика, почти никаких. Пока что от падения внутренних авиаперевозок выигрывает "Укрзализныця".

Начавшееся в прошлом году стремительное падение авиаперевозок в этом году продолжается. Шансов на улучшение, пока не закончится АТО и стабилизируется экономика, почти никаких. Пока что от падения внутренних авиаперевозок выигрывает "Укрзализныця".

Дмитрий Уляницкий, специально для РБК-Украина

Прошлый год стал для украинской авиации крайне болезненным. Особо остро политические и экономические катаклизмы отобразились на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок, которой сократился почти в два раза - с 2,43 млн до 1,33 млн человек. При этом, по данным Госавиаслужбы, объемы международных авиаперевозок сократились на четверть - до 9,57 млн человек.

На падение спроса, в первую очередь, повлияла резкая девальвация гривны на протяжении года. Обесценивание национальной валюты привело к тому, что авиаперевозчики, закупающие топливо и запчасти, а также берущие технику в лизинг за рубежом, были вынуждены корректировать цены на билеты в сторону их повышения.

Большим ударом стала аннексия Крыма Россией и проведение антитеррористической операции (АТО) с участием армии в Донецкой и Луганской областях. Так, в марте 2014 года Госавиаслужба запретила полеты в столицу АРК, чем лишила отечественных авиаперевозчиков третьего по важности, после "Борисполя" и "Жулян", аэропорта в стране.

Еще два аэропорта были разрушены в ходе АТО - Донецкий и Луганский. Аэропорт Луганска не носил столь стратегического характера, но аэропорт Донецка был соизмерим по важности с симферопольским. Полностью реконструированный под Евро-2012, в 2013 году донецкий аэропорт занял четвертое место по внутреннему пассажиропотоку. Сегодня оба аэропорта разрушены.

В совокупности, в 2013 году на долю аэропортов Симферополя, Донецка и Луганска пришлось 625,1 тыс. пассажиров - 25,7% от внутреннего пассажиропотока.

На перетоке пассажиропотока выиграл, в первую очередь, аэропорт Днепропетровска, нарастивший количество пассажиров на 4,7% - до 139,1 тыс. человек. Аэропорт Днепропетровска сегодня подконтролен компаниям губернатора Игоря Коломойского, совладельца группы "Приват".

Также выиграл от сложившейся ситуации аэропорт Харькова, который контролирует местный бизнесмен Александр Ярославский. Здесь количество пассажиров выросло на 2,3% - до 80,9 тыс. человек.

В текущем году ситуация со внутренними пассажирскими авиаперевозками только ухудшается. В январе 2015 г. падение внутреннего пассажиропотока оказалось практически двукратным по сравнению с первым месяцем прошлого года - до 78,6 тыс. человек.

Ожидать роста внутренних перевозок можно после повышения покупательной способности населения, считает начальник коммерческого отдела Международного аэропорта "Харьков" Владислав Ильин. По его мнению, сделать внутренние авиаперевозки более доступными можно путем отмены НДС на авиатопливо и аэропортовое обслуживание для внутренних рейсов, а также сборов за аэронавигацию. Эти меры могут снизить цены на внутренние авиаперелеты для граждан приблизительно на 30%.

Также исправить ситуацию с негативной тенденцией на рынке авиаперевозок может подписание соглашения Украины с ЕС об общем авиапространстве (Соглашение о свободном небе). Это стало бы дополнительным стимулом для прихода в Украину крупных лоукост-авиакомпаний. Договор парафирован в конце 2013 г., но до сих пор не подписан.

Препятствием в подписании договора о едином авиапространстве Украины с ЕС является техническая проблема - спор между Испанией и Великобританией за аэропорт в Гибралтаре, сказал исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко.

По его словам, украинская сторона вела переговоры с авиационными комиссиями и Испании, и Великобритании - и те пообещали решить эту проблему в ближайшее время или вынести ее за скобки соглашения с Украиной.

"Так мне министр инфраструктуры ответил на мой вопрос, не используется ли ситуация вокруг аэропорта Гибралтара в качестве повода для неподписания. Министр убедительно сказал, что это не так. Я ему верю, поэтому есть надежда, что в этом году подпишу", - сказал РБК-Украина Анатолий Мазуренко.

Подписание соглашения, считает он, увеличит возможности захода в Украину лоукостеров. Но реальные шансы на появление на внутренних авиалиниях европейских лоукост-компаний появятся после окончания АТО и стабилизации экономической ситуации, резюмировал исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет".

С этим мнением согласен исполнительный директор Международного аэропорта "Львов" им. Даниила Галицкого Вячеслав Чеглатонев. От наступления мира и стабилизации экономики зависят условия международного страхования, что прямым образом влияет на экономику авиаперевозчиков, пояснил он.

Отметим, что, в случае окончания боевых действий в стране, наилучшие шансы на активное восстановление пассажиропотока в курортных направлениях, то есть, у аэропортов Одессы и городов карпатского региона. Уже в прошлом курортном сезоне, из-за невозможности отдыха в Крыму, в Одессе выросло количество туристов. Открыть летние маршруты из Харькова и Львова в Одессу планирует только авиакомпания "Международные авиалинии Украины".

Пока же от сложившейся ситуации выигрывает прямой конкурент авиаперевозчиков - монополист "Укрзализныця". По данным онлайн-сервиса по продаже билетов Tictets.ua, самый дешевый билет на перелет по направлению Киев-Львов составляет 833 грн. Вместе с тем, на "Интерсити+" в первом классе можно доехать на 250 грн дешевле. А билет на обычный поезд обойдется пассажиру еще доступнее.